Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
00:20
Приветствую Вас Гость | RSS
"Гражданское Собрание"

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [145]
Статьи [0]
Все статьи

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

ДОКЛАД КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: НЕЗАВИСИМЫЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ ЧИСТЫЕ РУКИ 02 ИЮЛЯ 2009 –


  1. ВВЕДЕНИЕ

Очередной годовой доклад Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ является в своем роде продолжением доклада, презентованного 01 июля 2009 года в Киеве, остающегося также актуальным, в связи с чем авторы доклада констатируют, что приведенные примеры коррупционных схем и нарушений прав людей, принципиально не изменились, однако некоторые приобрели новые черты и характеристики. Данный доклад позволит проследить тенденции, наметившиеся за новый отчетный период.

 Настоящий доклад, как и предыдущий, посвящен уровню коррупции органов государственной и местной власти в России, где подробно  отражаются статистические данные, упоминаются лица, задействованные в коррупционных схемах и покровительствующие коррупции, а также материалы о жертвах коррупции, полученные нами в период работы с 02 июля 2009 года по 30 июля 2010 года.

Доклад также представляет собой независимое и объективное исследование и содержит информацию о степени коррумпированности органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных институтов.

Данный доклад основан на жалобах и обращениях, поступивших в приемную ЧИСТЫЕ РУКИ изо всех регионов России по телефонам «горячей линии» (495)968-30-44 и 923-34-98, по факсу (495)916-75-85, по электронной почте, почтовым сообщением, курьерской почтой.

Составители доклада являются независимыми экспертами, специалистами в своей области, и не преследуют никаких политических целей, не имеют никаких личных симпатий или неприязненных отношений к лицам, упоминаемым в настоящем докладе.

В период со 02 июля 2009 года по 30 июля 2010 года в приемную поступили и были обработаны специалистами 6 589 обращений, среди которых телефонные звонки, письма, телеграммы, обращения через электронную почту, факс и личный прием.
Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ используют 3 классических метода в своей работе:
- своевременное привлечение внимания гражданского общества к проблемам. Аналитики общественной приемной тщательно прорабатывают жалобы: если подозрение на коррупцию подтверждается конкретными доказательствами, то материалы передаются на следующую ступень;
- привлечение внимания СМИ к имеющим место доказанным фактам коррупции: проведение пресс-конференции, съемки репортажей, интервью на радио и ТВ.
- общественное влияние на власть с целью наказать коррумпированного чиновника или коррумпированного представителя правоохранительных органов.

 В течение года нами озвучивались и публиковались промежуточные доклады об уровне коррупции в России.
В данном докладе подробно изложены результаты проделанной работы, причины коррупции на различных уровнях власти, проблемы правоохранительных органов, описаны коррупционные схемы, приведены конкретные примеры и детали обращений граждан с жалобами на коррупцию. Обращения граждан РФ были проанализированы, по ряду жалоб имеются документальные подтверждения коррупционных схем.

В ходе работы приемной ЧИСТЫЕ РУКИ в указанный период продолжилось сотрудничество с правоохранительными органами по противодействию коррупции. При этом мы столкнулись и с противодействием со стороны органов государственной власти.

Немаловажную роль в борьбе с коррупцией в России играет активность и настойчивость граждан, которые готовы не только обратиться с жалобой на коррупцию, но и бороться за восстановление своих прав. 

В докладе за указанный отчетный период подробно описаны пути решения проблем противодействия коррупции и рекомендации по устранению причин ее появления.


7. КОРРУПЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 Всероссийская Антикоррупционная Общественная Приемная ЧИСТЫЕ РУКИ провела независимый мониторинг современного состояния гражданского общества в России.

По данным мониторинга, один из пороков, разъедающих не только чиновничьи круги, но и собственно гражданское общество - коррупция.

Напомним, что на развитие демократии и защиту прав и свобод человека в России только в 2009 году из различных зарубежных и российских источников были выделены следующие средства:

- Европейская комиссия – 4 684 557 евро;

- Общественная палата РФ – 1 млрд. 500 млн. рублей

- Правительство США - 29 млн. долларов.

Но между финансированием из зарубежных и внутренних источников существует принципиальное отличие: отследить соотношение выделенных из российских источников средств и качества, эффективности реальной общественной деятельности в России легче, и в этом случае «утекает» около 1/3 средств. Работу по грантам, предоставленным зарубежными организациями - проверить сложнее. В результате до 90% выделенных средств оказываются присвоены грантополучателями, а зарубежные организации получают регулярные типовые отчеты о проведенных мероприятиях, акциях, пикетах. «Грантовых воров», специализирующихся на работе с западными грантами, распознать несложно. Чаще всего такие организации выступают с шумными комментариями по незначительным, иначе говоря, безопасным поводам, участвуют в конференциях, куда приглашаются только члены самой же организации либо люди, формально являющиеся членами других организации, а фактически одной аффилированной.  Практически все выдвигаемые предложения и инициативы являются популистскими – реальной работы не проводится.

Еще одна отличительная черта «грантовых воров» – сотрудники таких организаций проводят практически весь отпускной период, а иногда и годы, в заграничных поездках, выкладывая в сеть Интернет отчеты о впечатлениях и количестве выпитого алкоголя. Наглость «грантовых воров» не имеет границ: заказываются дорогие номера в отелях, роскошные банкеты, дорогая сувенирная продукция, нанимаются дорогие автомобили. Более того, под одно мероприятие могут быть списаны средства с нескольких грантов. При этом один грантодатель может быть не в курсе, что мероприятие уже профинансировано другим грантодателем. Кроме того, зачастую подделываются чеки, квитанции: для этого привлекаются коммерческие фирмы, где «официально» проводятся несуществующие оплаты. После таких мероприятий «грантовые воры» совершают дорогостоящие покупки, делают ремонты квартир, приобретают недвижимость.

Возникает ряд вопросов: находится ли время оказать реальную помощь людям, как найти при такой степени «занятости» время выслушать человека, разобраться в ситуации, вникнуть в детали дела? Количество обращений в любую общественную организацию велико, а внимательное общение с каждым человеком занимает не менее 40 минут. Вызывает сомнение и отбор сотрудников, ведущих прием: среди них практически нет специалистов, кроме того, известны случаи, когда прием граждан в организациях, осуществляют люди идеологически несовместимые заявленным  принципам общественной организации.

Зачастую «грантовыми ворами» движет страх, что реальные результаты «работы» окажутся известны зарубежным коллегам и финансирование прекратится. По неофициальной информации, среди получателей грантов существует жесткая конкуренция. В этом случае лучшая защита – нападение: появляются огульные обвинения коллег в некомпетентности, личные оскорбления, распространяется дезинформация среди зарубежных организаций с целью опорочить коллег, попытаться лишить их поддержки. Известны случаи, когда «грантовые воры» прибегают к незаконным методам устранения конкурентов, используя профессиональные ресурсы: фабрикация уголовных дел, фальсификация документов, клевета, информационные атаки.

Например, согласно жалобе Нелли Бунеевой, руководителя ныне ликвидированной организации по реабилитации наркозависимых «ОСАНА», она подверглась преследованию со стороны правоохранительных органов и фабрикации уголовного дела из-за конфликта, возникшего внутри организации между учредителями. В результате, по мнению Бунеевой, причиной конфликта явилось то, что ее организация получила разрешение на финансирование от государства, а в целях устранения конкурента было сфабриковано уголовное дело против нее. Организация была ликвидирована, руководитель понесла серьезные убытки, а также была лишена жилища и свободы. В настоящее время Бунеева осталась без жилья и вынуждена скитаться. Ее дело находится в Европейском суде по правам человека. В августе 2010 года будет решаться вопрос о приемлемости ее жалобы.

К сожалению, в России сложилась практика расхищения денежных средств неправительственными организациями. И это тоже очень серьезная проблема: с одной стороны количество организаций в России сокращается и необходимо стимулировать их появление, так как без гражданского контроля победить коррупцию невозможно, но с другой стороны нужно учитывать, что необходимо отладить механизм контроля за использованием грантовых средств, выделяемых  некоммерческим организациям. Мы не призываем обращаться в правоохранительные органы, так как в России это невозможно, в результате мы можем получить ликвидацию гражданских институтов под видом борьбы с коррупцией. Речь идет о большем финансовом контроле со стороны грантодателя и тщательном отборе организацией и ротацией организаций-грантополучателей.

При этом необходимо поддерживать именно гражданские инициативы, развивающиеся на местном уровне.


9. СТАТИСТИКА УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В РЕГИОНАХ

Напомним, что по последним данным Департамента Экономической Безопасности МВД РФ средний размер взяток по России на первое полугодие  2010 года  составил свыше 44 тысяч рублей, что почти в  два раз выше по сравнению с данными на январь 2010 г.,  когда средний размер взяток составлял  23 тысячи рублей.

По сообщениям представителей предпринимательского сообщества, в среднем  коррупционные издержки составляют около 50 % всех расходов, в большинстве учебных заведений, начиная от дошкольных  и заканчивая  высшими, до 80 %  оборотных средств являются теневыми вследствие поражения коррупцией, сфера оказания государственных и муниципальных услуг до 90% проходит через посредничество, т.е завуалированную коррупцию. По нашим расчетам, около 50% всей экономики России находится в тени коррупции.  Иными слова коррупционный оборот составляет  около 50% ВВП. Наши данные практически совпали с данными Всемирного Банка, по расчетам которого более 48 % ВВП  России находятся в тени коррупции.

Что касается жалоб, поступающих в приемную, то при анализе обращений по регионам мы исходим из их количественных характеристик, так как именно количество людей, проживающих на той или иной территории, отражает объем инфраструктуры в регионе, что соответственно, сказывается и на объеме коррупционного оборота.

 Данная статистика основывается только на количестве поданных жалоб во Всероссийскую Антикоррупционную Общественную Приемную ЧИСТЫЕ РУКИ на коррупцию в регионах. При составлении таблицы ключевым было упоминание понятия «коррупция» в тексте письма или жалобы.

При сведении данных, полученных в период с 01 июля 2009 года до 30 июля 2010 года, учитывалось общее число жалоб.

№№

Название региона РФ

Данные %

1.

Москва

33,1%

2.

Московская область

19,5%

3.

Республика Татарстан

3,41%

4.

Санкт-Петербург

2,92%

5.

Краснодарский край

2, 67%

6.

Белгородская область

2,19%

7.

Республика Мордовия

2,19%

8.

Новосибирская область

1,70%

9.

Республика Башкортостан

1, 46%

10.

Нижегородская область

1, 46%

11.

Ростовская область

1, 46%

12.

Приморский край

1, 22%

13.

Брянская область

1, 22%

14.

Воронежская область

1, 22%

15.

Тюменская область

1, 22%

16.

Республика Дагестан

0,97%

17.

Удмуртская Республика

0,97%

18.

Ставропольский край

0,97%

19.

Волгоградская область

0,97%

20.

Рязанская область

0,97%

21.

Остальные регионы

11,3%

 

10. ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ И ВЫВОДЫ

Уровень коррупции напрямую зависит от стабильности политической системы страны. Если обратиться к мировой истории, то можно увидеть, что крах той или иной политической системы или переход от одной формации развития государства к другой, обычно сопровождается ростом коррупции, преступности и т.д. Если обратить внимание на историю развития Римской Империи, то всем известен факт, что ее распаду предшествовал высокий уровень коррупции. Такая ситуация характерна для всех цивилизаций и государств на определенном этапе развития. При этом уровень коррупции не зависит от культурных и национальных особенностей народов и к данной проблеме эта плоскость никакого отношения не имеет.

 Поэтому утверждение некоторых политиков, что коррупция одна из традиций России и, соответственно, традиция народов, населяющих страну, является всего лишь оправданием собственного бессилия перед коррупцией.

Такая трактовка весьма распространена, но является не более чем  средством манипуляции общественным мнением с целью оправдать рост коррупции в России.

В мире сформировались два способа противодействия коррупции. Первый – установление политической системы тоталитарного или диктаторского типа, например, сталинский режим, когда тоталитарный режим обеспечивал возможность противодействовать коррупции репрессивными методами, и где роль контроля за государством, его номенклатурой, спецслужбами осуществлял тоталитарный режим  коммунистической партии при жесткой диктатуре Сталина. Другой пример успешной борьбы с коррупцией – диктаторский режим Пиночета, когда именно благодаря диктатуре была ликвидирована коррупция, были проведены социально-экономические преобразования, которые в последующем стали опорой для перехода к демократическому государству.

Второй способ успешной борьбы с коррупцией – установление народовластия, демократии, когда власть полностью принадлежит народу, и отсутствует какая-либо возможность ограничения власти народа, а структура власти построена на основе воли народа. Соответственно, государственно-чиновничий аппарат, спецслужбы находятся под контролем народа, средств массовой информации, а механизм политической конкуренции делает практически невозможным появление коррупции, т.е. коррупция становится невыгодна как с экономической, с социальной, а также с политической точки зрения. Яркий пример такой успешной борьбы с коррупцией – Норвегия, Германия, Италия, Испания, США, самый недавний пример – Грузия.

Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ проанализировали ситуацию с причинами коррупции в России и выявили ряд явлений.

Россия до сих пор не определилась окончательно, каким способом она будет бороться с коррупцией – тоталитарным или демократическим. На данный момент, если обратиться к тем политическим процессам, которые происходят в стране, то можно сказать, что Россия «погналась за двумя зайцами». В результате, политическая система России напоминает политическую систему, стремящуюся к тоталитарному режиму поступательными движениями. Непоследовательная политика приводит постоянно ко все большему росту коррупции в стране, и возникает угроза распада российской государственности.

 



Источник: http://rusadvocat.com/node/55
Категория: Мои статьи | Добавил: grajdanka (24.08.2010) | Автор: Наталья Петриченко
Просмотров: 2276 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Наш опрос
Ваше отношение к переносу детской школы искусств из центра города на окраину
Всего ответов: 51




Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz